Вертолет Ми-8 отметил полувековой юбилей

Легендарный вертолет Ми-8 отмечает юбилей - ровно 50 лет назад, 2 августа 1962 года, опытный образец этой винтокрылой машины впервые поднялся в воздух. На родине юбиляра - Московском вертолетном заводе им. Миля в подмосковном поселке Томилино – 2 августа состоялось торжественное открытие памятника Ми-8, за долгие годы службы ставшему легендой не только отечественного, но и мирового вертолетостроения.

В юбилейном мероприятии приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь, генеральный директор ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», Председатель Совета директоров ОАО «Вертолёты России», член Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России Андрей Реус, генеральный директор ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик, заместитель генерального директора ОАО «Роствертол» Виталий Павлов.

Торжественную церемонию посетили пилоты первого класса, неоднократно сидевшие за штурвалом Ми-8. Инна Копец - пилот 1 класса, мастер спорта международного класса, член международной ассоциации женщин-вертолетчиц, ставшая свидетелем первого полета опытного образца «восьмерки». Она единственная в мире женщина, налетавшая на вертолетах 11000 часов. Установила 15 женских мировых рекордов на вертолетах Ми-1, Ми-8, Ми-26. Коллеги по праву прозвали ее «королевой небес».

Герой Российской Федерации, летчик-испытатель Сергей Маслов, участвовавший в государственных испытаниях боевого вертолёта Ми-28Н в ночных условиях, и других испытательных работах на вертолётах серии Ми, считает их незаменимыми в любых условиях: «На протяжении пятидесяти лет вертолет Ми-8 – уникальная машина, созданная Михаилом Милем, продолжает полет в небе. Вертолет за это время прошел большое количество модернизаций, созданные модификации вертолета гражданского и военного назначения позволяют выполнять все поставленные задачи. Это и транспортные перевозки, участие в спасательных операциях, боевых действиях».

За полувековую историю серийного производства и конструкторских работ по усовершенствованию этой модели советскими и российскими конструкторами создано более 13 000 машин этого типа, разработано более 130 модификаций. Это вертолеты Ми-171, Ми-172, Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2, Ми-8МТВ-5 и другие модификации гражданского и военного назначения. А разработчик и конструктор этих машин МВЗ им. Миля – член Союза машиностроителей России, входящий в структуру холдинга «Вертолеты России» и ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», стал центром отечественного вертолетостроения.

Сегодня работа по модернизации Ми-8 продолжается: МВЗ осуществляет сборку первого опытного образца модернизированной версии вертолета Ми-171А2. Определен технический облик модернизированного вертолета. Ми-171А2 разрабатывается на базе вертолета Ми-171 и должен стать достойным продолжением семейства вертолетов Ми-8.

Планируется, что вертолеты этого типа будут оснащены новой авионикой; в конструкции машины предполагается использование композиционных материалов, что делает вертолёт гораздо легче; модернизированы все основные системы и агрегаты, повышены летные и технические характеристики вертолета. Всего предусмотрено более 80 нововведений. Экипаж будет сокращен до двух человек, что существенно скажется на экономической эффективности.

Ми-8 до сих пор закупают более чем в ста странах мира – от Эстонии до Мексики. По словам генерального директора ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», Председателя Совета директоров ОАО «Вертолёты России», члена Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России Андрея Реуса, как показал недавно прошедший в Фарнборо авиасалон, у отечественных вертолетостроителей хорошие перспективы на мировом рынке. Один из ключевых проектов «Вертолетов России» сегодня – это программы модернизации вертолетов Ми171, Ми171А2.

Заводы холдинга "Вертолеты России" находятся в Улан-Удэ и Казани. Они обеспечены заказами на производство этих машин на два года вперед.  Генеральный директор Казанского вертолетного завода, член Регионального совета Татарстанского РО Союза машиностроителей России Вадим Лигай уверен, что в Ми-8 заложен колоссальный модернизационный потенциал, поэтому сегодня иностранные партнеры активно интересуются российскими вертолетами. Есть и совместные проекты. Один из таких – совместный проект Pratt & Whitney Canada и "Вертолетов России" по производству двигателя PW127TS для российского двухдвигательного вертолета среднего класса нового поколения Ми-38. В ходе выполнения сертификационных заводских испытаний Ми-38, оснащенный двигателями фирмы "Пратт энд Уитни Канада" достиг рекордной высоты полета - 8 тыс 800 метров. Ни один вертолет мира этого класса /взлетная масса 15,6 тонны/ не достигал таких результатов. Версия вертолета Ми-38 с отечественными двигателями находится на этапе передачи машины на летные испытания. По их завершению вертолет получит сертификат летной годности.

Как отметил исполнительный директор Московского вертолетного завода им. М.Л.Миля Михаил Короткевич, еще многие годы вертолет будет востребован и конкурентоспособен на мировом рынке. Поэтому Ми-8 по праву можно назвать золотой вехой в истории отечественной авиации. Недаром на четырехгранной гранитной стеле около памятника вертолету начертаны слова: "Золотое сечение мирового вертолетостроения".

 

Поделиться: