Об этом по итогам заседания Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, посвященного рассмотрению основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов, сообщил Первый зампред Комитета Владимир Гутенев.
«Основной задачей денежно-кредитной политики, которую Банк России определил для себя на предстоящие три года, станет обеспечение ценовой стабильности и повышение устойчивости финансового сектора к возможным макроэкономическим шокам. Для этого регулятор продолжит проведение денежно-кредитной политики в рамках таргетирования инфляции. Не предполагается активных интервенций на валютном рынке, а курсообразование продолжит оставаться свободным», - рассказал парламентарий.
Депутат подчеркнул, что при подобной денежно-кредитной политике, основным каналом влияния Банка России на денежно-кредитные условия в экономике становятся процентные ставки: изменяя свою ключевую ставку, регулятор воздействует на краткосрочные ставки денежного рынка, а через них - на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики.
«Повышение процентных ставок, безусловно, стимулирует сбережения, но ослабляет кредитную активность, ограничивая, спрос на товары и услуги. Что в конечном счете приводит к сдерживанию экономической активности и препятствованию возобновления экономического роста. Банк России признает, что уровень ключевой ставки определялся с учетом цели последовательного снижения инфляции, но без чрезмерного охлаждения экономики. При этом под внутренней экономической стабильностью регулятор, в первую очередь, рассматривает стабильность цен и предсказуемость процентных ставок. Учитывая высокий текущий уровень процентных ставок, крайне медленное снижение ключевой ставки, сопровождаемое неоднократным повышением нормы обязательных резервов в 2016 году, такая экономическая стабильность, по мнению Комитета, эквивалентна экономической стагнации», - заявил Владимир Гутенев.
«Отмечу, что Банк России признает назревшую необходимость смены модели экономического развития России: при сохранении модели экономического роста, основанной на сырьевой зависимости и стимулировании потребления, мы можем рассчитывать только на краткосрочный эффект. Устойчивый рост возможен только при условии проведения структурных реформ, которые, по мнению Банка России, должны быть ориентированы на повышение эффективности управления, обновление основных фондов и развитие инфраструктуры, внедрение новых технологий, что будет способствовать повышению производительности труда», - подчеркнул парламентарий.
Комитет в своем заключении отметил, что деятельность банковского сектора должна быть направлена на стимулирование развития российской экономики с использованием принятых в развитых странах инструментов монетарной политики, долгосрочное кредитование, обеспечивающее модернизацию промышленности и инновационное развитие. «Это позволит ускорить темпы роста российской экономики, запустив, в том числе процесс ее диверсификации», - отметил депутат.
Комитет рекомендовал Банку России обратить пристальное внимание на анализ взаимосвязей между размером процентной ставки по кредиту и показателями невозвратности заемных средств организаций реального сектора экономики и предусмотреть меры, направленные на трансформацию сбережений в инвестиции, в том числе посредством снижения ключевой ставки. Комитет положительно оценил использование Банком России специализированных инструментов льготного кредитования отдельных отраслей и предприятий. «Вместе с тем, регулятор критически относится к возможности масштабного использования таких мер как механизма стимулирования экономического роста. Мы же считаем, что в условиях недоступности недорогих кредитов для реального сектора экономики, дефицита федерального бюджета и сокращения инвестиционных расходов государства применение специализированных инструментов Банка России могло бы стать действенной мерой поддержки отечественной промышленности. Целесообразным представляется предоставление кредитным организациям заемных средств на срок до трех лет по ставкам ниже ключевой, что даст им возможность предоставлять кредиты компаниям по более низким ставкам для финансирования отдельных проектов и программ», - подчеркнул Владимир Гутенев.
Первый зампред Комитета акцентировал, что представленный документ не содержит перечня конкретных перспективных для российской экономики секторов на ближайшие три года, которые являются или могут стать источниками экономического роста: «К таковым, по мнению Комитета, могут быть отнесены химическая промышленность, современное станкостроение, электроника, точное приборостроение, информационные технологии, аграрно-промышленный комплекс, производство стройматериалов, автомобилестроение. В этой связи члены Комитета посчитали необходимым усиление взаимодействия между Банком России и Правительством России в части определения указанных приоритетных отраслей и сфер, а также разработки и применения эффективных механизмов отбора наиболее перспективных инвестиционных проектов».
«В условиях действия антироссийских санкций применение специализированных инструментов рефинансирования могло бы расширить возможности реализации в России программ импортозамещения и, таким образом, придать импульс развитию приоритетных отраслей экономики. А для того, чтобы эти инструменты эффективно работали, уровень процентных ставок по ним должен более существенно отличаться в меньшую сторону от уровня ключевой ставки», - заключил Гутенев.