ВЫХОДИТЬ ИЗ КРИЗИСА НЕОБХОДИМО СООБЩА

Совет Самарского регионального отделения Союза машиностроителей России поддержал предложения по созданию в Самарской области промышленных кластеров.

Очередное заседание Совета регионального отделения Союза состоялось непосредственно на производственной базе флагмана самарской авиакосмической отрасли ФГУП «ЦСКБ-Прогресс». Открыл встречу доклад руководителя министерства промышленности энергетики и технологий Самарской области, члена регионального Совета Союза Владислава Капустина. В своем выступлении он подвел предварительные итоги работы базовых отраслей промышленности Самарской области в первом квартале 2009 года.

На снимках: вручение членского билета Союза машиностроителей России главе министерства промышленности энергетики и технологий Самарской области, члену регионального Совета Союза Владиславу Капустину и заместителю министра промышленности, энергетики и технологий Самарской области Ивану Бабушкину.

По словам В. Капустина, за отчетный период индекс объема производства в обрабатывающих отраслях губернской промышленности составил 55,8%.

-Наиболее сильное падение зафиксировано в производстве автомобилей – объем реализованной продукции в этой сфере производства всего 43,3%, - сообщил участникам заседания Владислав Капустин. - По оперативным данным, которые имеются у министерства промышленности, по итогам работы в первом квартале, 90% предприятий, производящих автокомпоненты, находятся в убытке. У них, безусловно, возникнут серьезные проблемы с получением оборотных кредитов. При этом надо учитывать, что примерно 60% этих предприятий будут перекредитовываться в первом полугодии. Хочу напомнить, что в производстве автокомпонентов так или иначе задействовано 321 предприятие губернии.

Правда, не во всех сферах производства дела обстоят так плохо. Владислав Капустин отметил, что в химической отрасли ситуация складывается несколько лучше. Там индекс производства составил чуть более 75%. В минпроме считают, что эта отрасль прошла период резкого спада показателей. Ситуация здесь стабильная. Кроме того, отмечен и еще один положительный момент:

-Если в декабре прошлого года, а также в январе и феврале нынешнего года мы отмечали непрерывное падение производственных показателей целого ряда предприятий, то в марте мы увидели рост и стабилизацию практически по всем направлениям. Ряд предприятий либо восстановили объемы докризисного производства, либо близки к 80%-ным показателям производства. Выросли даже показатели продаж самарских автомобилей. В марте их было реализовано больше, чем в январе и феврале. Надеюсь, что в апреле эта тенденция продолжится. Пусть небольшой, но рост в этой, наиболее волнующей нас отрасли, зафиксирован, - сказал Владислав Капустин.

В своем выступлении Владислав Капустин также коснулся задач, стоящих перед региональным отделением Союза машиностроителей России, направленных на снижение влияния кризисных процессов.

-По моему мнению, региональному отделению необходимо включиться в обсуждение и выработку конкретных и грамотных вариантов решений по двум актуальным вопросам, - сказал министр. – Главным, безусловно, является обеспечение доступности процентной ставки по кредитам для производственных предприятий. Не менее важным вопросом, который волнует практически все предприятия, является рост величины кадастровой стоимости земли. Это решение федерального правительства уже вызвало увеличение налоговой нагрузки на предприятия, привело к росту арендных платежей, цены выкупаемых земли. Вы знаете, что правительство России внимательно прислушивается к мнению машиностроителей. Мы должны просить отсрочить реализацию данного нормативного акта на 2-3 года на федеральном уровне и разработать грамотные юридические решения, позволяющие заморозить положения соответствующих норм регионального законодательства на уровне области.

Владислав Капустин предостерег участников заседания от проявления так называемого «отраслевого эгоизма».

-Сегодня мы должны уходить от этого. В нынешних экономических условиях необходимо сохранять межотраслевые связи. Как можно допустить, чтобы одна отрасль строила свои планы в отрыве от другой? В настоящее время сохранить и регулировать межотраслевые и межрегиональные связи поможет именно Союз машиностроителей России, - подчеркнул министр. – Основная его задача сейчас - консолидация руководителей предприятий. Именно эта организация поможет директорам предприятий лучше изучить промышленный потенциал как своего, так и других регионов.

В рамках заседания участники Совета Самарского регионального отделения Союза машиностроителей России заслушали информацию директора Поволжского отделения Российской инженерной академии (РИА) Юрия Михеева. Его доклад содержал конкретные предложения, направленные на создание в регионе жизнеспособного автомобильного кластера. Директор Поволжского отделения РИА подробно проанализировал опыт, накопленный в этой области зарубежными странами. Он также остановился на правовых аспектах создания такого кластера.

Совет Самарского регионального отделения поддержал предложения по подготовке к созданию в губернии автомобильного кластера.

С не меньшим интересом участники заседания выслушали доклад генерального директора ФГУП ГНЦ РКЦ «ЦСКБ - Прогресс» Александра Кириллина о состоянии и перспективах развития авиационно-космического кластера Самарской области.

- Предприятия авиационно-космической отрасли заинтересованы в создании кластера. Что такое кластер? Это кооперация в той или иной форме, – отметил А.Кириллин. - Взять, например, проект создания самолета «Рысачок». В рамках этой работы кооперируются все предприятия отрасли. Без этого не было и не будет результатов. Именно поэтому мы заинтересованы в работе СНТК им. Кузнецова, заинтересованы в работе «Моторостроителя», заинтересованы в работе завода «Авиакор».

В рамках своего доклада В.Кириллин обозначил и ряд проблем, препятствующих созданию в регионе промышленных кластеров. В их числе – отсутствие нормативно-правовой базы, отсутствие четкого вектора взаимодействия участников кластера.

По итогам доклада Александра Кириллина, председатель Совета Самарского регионального отделения Союза машиностроителей России Владимир Аветисян поручил руководителю профильной комиссии при Совете оказать содействие и практическую помощь инициаторам развития кластерной системы в авиационно-космической отрасли Самарской области.

Кроме того, в рамках заседания Совет утвердил на посту председателя комиссии по взаимодействию Самарского регионального отделения и предприятий машиностроения с образовательными учреждениями отрасли ректора Самарского Государственного аэрокосмического университета им. акад. С.П. Королева Виктора Сойфера. На посту председателя комиссии по стратегии развития машиностроительного комплекса региона был утвержден генеральный директор ФГУП ГНЦ РКЦ «ЦСКБ - Прогресс» Александр Кириллин.

Председатель Совета Самарского регионального отделения Союза машиностроителей России» Владимир Аветисян отметил:

-Сейчас как никогда остро стоит вопрос объединения предприятий. Сложилась такая ситуация когда то, или иное предприятие отрасли выжить в одиночку не сможет. Если плохи дела, к примеру, на «Автовазе», то страдают и его поставщики. Это цепь звеньев, разорвать которую невозможно. Именно поэтому задача регионального отделения Союза машиностроителей России должна быть направлена на концентрацию усилий по созданию в регионе реально работающих кластеров. В настоящее время в организации этого процесса заинтересованы и региональные власти. Есть и инициатива «снизу», которая исходит от самих предприятий. Могу сказать, что наш холдинг в этом заинтересован. С остальными предприятиями будем работать.

Поделиться: