Заместитель управляющего директора по управлению персоналом Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, член Союза машиностроителей России Евгений Макаров принял участие в IV Съезде авиапроизводителей России, который проходил в Казани, в рамках 9-й международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО‑2018).

Всего в работе Съезда приняли участие более 450 участников – руководители, ведущие конструкторы и специалисты предприятий авиапрома, представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, ряда общественных организаций и научных учреждений, а также лидеры организаций Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности.

В число участников вошли председатель Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор РПКБ Даниил Бренерман и член Бюро ЦС ООО «СоюзМаш России», президент, генеральный конструктор РПКБ Гиви Джанджгава.

Главная задача мероприятия – обсуждение и выработка предложений в разрабатываемые Правительством РФ национальные проекты. На пленарном заседании съезда в числе других выступил председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексей Тихомиров, поднявший ряд проблем, в том числе внедрения профстандартов и диверсификации производства. Он же совместно с ректором КНИТУ-КАИ Альбертом Гильмутдиновым координировал работу круглого стола на тему: «Подготовка кадров для авиационной промышленности, профстандарты».

Открыл заседание круглого стола Алексей Тихомиров знаменитой фразой – «Кадры решают всё!»

За круглым столом собрались около 50 участников, в том числе и Евгений Макаров. Он представил всем присутствующим доклад «Мониторинг потребности предприятия в рабочих и специалистах. Организация обеспечения предприятия компетентным персоналом». В своём докладе он рассказал об опыте подготовки и мобилизации ресурсов на »Прогрессе».

«Успешность комплектования штата необходимым персоналом во многом зависит от предварительной подготовки, и в частности, определения необходимой потребности в персонале. Для этого в ПАО ААК «ПРОГРЕСС», лидирующем предприятии Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, действует система непрерывного мониторинга фактической численности персонала, а также потребности в персонале. В зависимости от заключенных контрактов, учитывая технико-экономические факторы, планово-экономический отдел предприятия регулярно осуществляет производственное планирование и определяет объёмы для каждого направления производства и сервисного обслуживания. Стандартно планирование численности проводится ежегодно и ежеквартально, а также при корректировке объёмов производства», – рассказал Евгений Макаров.

Также с целью получения полной и достоверной информации службой управления персоналом о реальной потребности в кадрах ежегодно проводится сбор заявок на необходимый персонал от структурных подразделений. На основании расчётов численности и поданных заявок, а также учитывая бюджетные лимиты и социальные факторы, служба управления персоналом формирует и корректирует план по подбору персонала. Кроме того, служба управления персоналом совместно с заинтересованными подразделениями проводит мониторинг текучести и движения персонала с целью оперативного заполнения возникающих вакансий.

Постоянная работа ведется и с собственным учебным центром предприятия, который осуществляет подготовку и переподготовку персонала, как своими силами, так и с помощью сторонних учебных заведений, по широкому спектру направлений, начиная от рабочих специальностей и заканчивая полноценным высшим образованием. Между службой управления персоналом и учебным центром осуществляется непрерывный обмен данными о потребности в подготовке, структуре и численности персонала, об обученном, аттестованном персонале, персонале, получившем вторую профессию и о включении в кадровый резерв. Такая система мониторинга позволяет получить полную информацию о реальной потребности в персонале и повышает качество подбора и расстановки персонала.

Неизменное внимание уделяется работе по трудоустройству молодых специалистов – выпускников учебных заведений, впервые поступающих на работу по полученной специальности. Каждый год «Прогресс» привлекает выпускников профильных направлений подготовки – техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, самолёто— и вертолётостроение, металлургия, технология электрохимических производств, приборостроение и т. д., в том числе из других регионов. Таким образом, на предприятии развиваются профессиональные компетенции из разных областей инженерного знания, формируется кадровый резерв, снижается средний возраст работников. Кроме того, на предприятии ежегодно совмещают работу с учебой более 30 студентов Арсеньевского филиала ДВФУ.

Одним из способов оперативного удовлетворения потребности в квалифицированных рабочих кадрах является привлечение персонала по договорам о предоставлении труда персонала. В 2017 году такие договоры заключались с предприятиями, входящими в холдинг «Вертолёты России». Работа с предприятиями холдинга позволила не только в короткий срок получить персонал требуемой квалификации, но и оказать содействие предприятиям по сохранению их кадрового потенциала в период сниженной загрузки производства.

В завершение своего доклада Евгений Макаров подробнее остановился на рисках, возникающих в процессе работы по комплектованию предприятия персоналом, особенно в ситуации, когда территориальный аспект играет большую роль. При подписании крупных контрактов возникает единовременная потребность в большом количестве квалифицированного персонала, при ограниченных временных и материальных ресурсах на подбор. Так, например, территориальная отдаленность предприятия не позволяет оперативно организовать мероприятия по релокации кандидатов. Кроме того, социально-экономические условия города и региона не самые привлекательные для переезда на постоянное место жительства для кандидатов из других регионов. Также регион испытывает недостаток учебных заведений, осуществляющих подготовку по профильным специальностям предприятия.

Евгений Макаров предложил один из вариантов решения данной ситуации – создание единого центра по работе с персоналом, центра, где будут сосредоточены все HR-компетенции, необходимые в авиастроительной отрасли.

«Централизация даже одной функции, такой как подбор персонала, позволит значительно оптимизировать нагрузку на кадровые службы предприятий-авиапроизводителей и увеличить качественные показатели работы HR-функций», – заключил он.

Логическим завершением 4 Съезда авиапроизводителей России стала разработка и утверждение Резолюции. Участники Съезда, обсудив цели и задачи, стоящие перед отраслью по выполнению поручений, прозвучавших в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина к Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, считают необходимым повышение эффективности работы Авиационной коллегии при Правительстве РФ по улучшению координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций авиационной промышленности и воздушного транспорта в области разработки, производства, эксплуатации и продвижения на рынки отечественной гражданской авиационной техники.

Не менее важным пунктом резолюции является необходимость ускорения разработки и принятия Стратегии развития авиационной промышленности в Российской Федерации, направленной на укрепление обороноспособности страны, обеспечение внутреннего рынка авиационной техникой отечественного производства. Кроме того, участники съезда считают необходимым проработать изменения в Государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», необходимые для обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. Также они подчёркивают необходимость оказания государственной поддержки приоритетных пилотных проектов и инновационных продуктов, ориентированных на отечественный и зарубежные рынки. И еще один из важнейших пунктов резолюции – продолжение работы по подготовке и повышению квалификации кадров, развитие систем профтехобразования, проведению согласованной политики по повышению привлекательности отрасли и закреплению кадров за счет конкурентоспособной заработной платы, улучшению условий труда и проводимой на предприятиях социальной и кадровой политики. Все эти и другие значимые пункты нашли свое отражение в данной резолюции.

Съезд решил направить Резолюцию в Правительство РФ, Администрацию Президента РФ, Авиационную коллегию при Правительстве РФ, Верхнюю и Нижнюю палаты, в федеральные и уполномоченные органы исполнительной власти, и провести Очередной Съезд авиапроизводителей России в 2020 году в городе Геленджик.

Отметим, что 8 августа в рамках Съезда авиапроизводителей также состоялась и церемония награждения лауреатов и победителей конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2017 года. «Прогресс» был представлен сразу в трех номинациях: «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий», «За создание новых технологий» и «За успехи в выполнении государственного оборонного заказа». К сожалению, в этом году в Арсеньев ни одна из наград не была привезена, но впереди у молодых талантов предприятия еще целый год на подготовку своих работ для представления на этом и многих других престижных конкурсах.

 

Фотографии

Поделиться: