Модернизация – в центре внимания СоюзМаш России

4 марта 2011 завершил работу Сибирский промышленный форум. На нем обсуждались различные аспекты современного производства в регионе: от глобальных вопросов, связанных с разработкой государственной промышленной политики, до конкретных проблем создания центров машиностроения и подготовки инженерных кадров в Красноярском крае.

Заключительным аккордом форума стал «круглый стол» по проблемам модернизации и инноваций в современном производстве, организованный Красноярским региональным отделением Союза машиностроителей России.

Заместитель председателя Красноярского отделения Андрей Шаров, модератор «круглого стола», привел статистические данные, согласно которым лишь 5–7% российских предприятий занимаются инновациями, в то время как доля этих предприятий в развитых странах, таких как США и Япония, составляет 75–80%. «Сегодня перед нами стоит задача превратить инновации в главный фактор развития экономики страны, – подчеркнул Андрей Шаров. – И основная роль здесь должна принадлежать машиностроению, определяющему технический уровень развития страны, обеспечивающему национальную безопасность и обороноспособность России».

Среди «локомотивов» отрасли Андрей Шаров назвал ОАО «Информационные спутниковые системы», ОАО «Красноярский машиностроительный завод» и НПП «Радиосвязь», внедряющие инновации на своих производствах.

«В обвальные 90-е годы кое-кто в Москве говорил нам: зачем вы занимаетесь спутниками, когда у вас столько леса? – вспоминает заместитель генерального директора ОАО «ИСС» Валерий Шевердов, делясь опытом создания высокотехнологичного производства. – Но мы, несмотря ни на что, продолжали заниматься своим делом». Валерий Шевердов отметил общие проблемы предприятий машиностроения, среди которых устаревшие основные фонды, большой износ оборудования и очень низкие темпы техперевооружения, не позволяющие поднять производство на современный уровень и обеспечить конкурентоспособность продукции российских предприятий на мировом рынке. «Если мы всерьез думаем заниматься модернизацией, темпы должны быть очень высокими», – подчеркнул он.

Вторая проблема, напрямую связанная с вопросами модернизации, – кадровая. «Новейшее оборудование будет просто грудой железа, если на нем некому будет работать, – отметил Валерий Филиппович. – Ежегодно мы принимаем 150–200 молодых специалистов, на которых делаем ставку. Это совсем другие по своему мышлению люди».

В Красноярске накоплен большой опыт взаимодействия промышленных предприятий и вузов в области подготовки инженерных кадров. Так, СибГАУ был создан при Красноярском машиностроительном заводе и сегодня является базовым учебным заведением для предприятий ракетно-космической отрасли. СФУ тесно взаимодействует с НПП «Радиосвязь» по совместному использованию станочного оборудования и аппаратно-программного обеспечения, проведению НИОКР. Однако система «завод – втуз», созданная в советской высшей школе, была разрушена в 90-е годы, вузы утратили связь с промышленными предприятиями. В результате – низкий уровень инженерного образования выпускников вузов, незнание ими современного производства.

«Лабораторная база у вузов никакая, технологии 70–80-х годов, – сетует профессор СФУ Геннадий Масальский. – А при переходе на бакалавриат качество подготовки инженеров станет еще ниже. За 4 года трудно подготовить хорошего специалиста, тем более что преддипломной практики у выпускников вообще не будет». «Необходима интеграция предприятий и вузов в рамках проектов модернизации», – предлагает выход из сложившейся ситуации Геннадий Масальский.

Похожие проблемы и у среднего профессионального образования. Как готовить высококвалифицированных рабочих современного уровня на станках 25-летней давности? Этот вопрос поднял в своем выступлении директор Сосновоборского автотранспортного техникума Сергей Калугин. Он предложил создать на базе техникума отраслевой центр машиностроения. Подобные центры уже созданы и успешно работают в других регионах России. Цена вопроса – 30–40 млн рублей. Правительством края уже выделены 4 млн на ремонт помещений для центра, к 1 сентября эти деньги будут освоены. Сегодня актуален вопрос его оснащения современными станками с ЧПУ, что позволит готовить для машиностроительных предприятий края 250–300 специалистов в год.

Впервые на заседании подобного уровня был поднят вопрос промышленной безопасности. «В крае много удаленных от технологических центров мест. И если мы не хотим повторения случаев падения кранов и взрывов на ГЭС, необходимо активно развивать дистанционный мониторинг, – считает заместитель директора ООО «Ермак» Валерий Коптев. – У нас много опасных производств, и наша задача снизить риски при авариях. Но никто не торопится заниматься этими вопросами. Инновации идут медленно. Требования Ростехнадзора расходятся с документацией 80-х годов, когда создавалось оборудование, используемое и поныне».

«Мы должны знать потребности друг друга и совместно решать наши проблемы, – считает главный инженер ЦКБ «Геофизика» Владимир Усаков. – Поддержать себя мы можем только через производство собственного продукта. Без него нет смысла говорить об инновациях. Мы должны защитить свой продукт, а для этого нужна кооперация».

Усаков предложил создать информационно-аналитический центр для формирования матрицы потребностей и возможностей краевых предприятий. Стержнем этой системы должна стать качественная экспертиза. Создание экспертного совета, по мнению Усакова, – прерогатива краевой администрации.

«Государство в лице региональных органов власти должно взять на себя формирование высококвалифицированного экспертного сообщества, – согласен с этим Андрей Шаров. – Кроме того, нужна менеджерская компания для управления инновационными процессами (инжиниринговые центры и прочее)».

О мерах государственной поддержки машиностроительных предприятий шла речь в выступлении начальника отдела промышленности Правительства Красноярского края Ольги Сысоевой. «Ни у одного региона России нет такого закона о поддержке предприятий машиностроения, который разработан и принят в нашем крае. И мы готовы вкладываться в модернизацию производства, нацеленного на выпуск инновационной продукции. Но мы должны понимать, кого надо поддерживать», – подчеркнула она.

Ольга Сысоева предложила Союзу машиностроителей обобщить планы по модернизации производств, сделать запрос на инновации, чтобы представить их на рассмотрение краевому правительству. Сегодня в крае появилось современное оборудование, и необходимо проработать схему его совместного использования.

Участники «круглого стола» не обошли вниманием выступление председателя молодежного совета Красноярского регионального отделения Союза машиностроителей России Тимофея Камленка о роли молодых специалистов в реализации программ технического перевооружения. Сегодня молодежный совет СоюзМаш России предлагает модернизацию станочного парка предприятий путем установки на них числового программного управления. Молодежь готова работать над этим и другими проектами. «Я обращаюсь к руководителям предприятий поддержать инициативы молодых людей, помочь реализовать их идеи и проекты, – сказал Тимофей Камленок.

Участники «круглого стола» внесли свои предложения в резолюцию Сибирского промышленного форума, касающиеся разработки концепции промышленного развития края, производственной кооперации, размещения заказов на поставку оборудования, материалов и технологий на предприятиях сибирского региона, мониторинга производственно-технологических возможностей промышленных предприятий, принятия закона о налоговых льготах и многого другого.

Форум, по мнению его участников, стал эффективной переговорной площадкой для решения проблем промышленного развития сибирского региона.

Поделиться: