Острые углы «круглого стола»
19 мая во Владивостоке прошел очередной «круглый стол», на котором были рассмотрены актуальные проблемы развития машиностроения и смежных отраслей промышленности Приморья. Его организатором выступило региональное отделение Союза машиностроителей России.
В работе «круглого стола» приняли участие заместитель председателя Приморского регионального отделения СМР Михаил Лысый, заместитель руководителя представительства госкорпорации «Ростехнологии» в Приморском крае Сергей Федосеев, представители департаментов промышленности и транспорта, науки и образования, а так же связи и информатизации Приморского края Геннадий Кива, Ольга Пермякова и Татьяна Ладыгина, президент Дальневосточного отделения Российской инженерной академии Владимир Филаретов, представители заводов «Аскольд», «Прогресс», «Звезда», «Большекаменская Эра», «Дальприбор» и других промышленных предприятий края. Мероприятие прошло на базе завода «Варяг».
Это не первая встреча на подобном уровне. Ученые и производственники уже собирались для обсуждения актуальных вопросов, в частности, касающихся инновационных процессов на производстве и повышения качества начального и среднего профессионального образования. И вот новые темы для обсуждения и новые задачи, которые необходимо решать.
На госзаказ надейся, но сам не плошай
На повестке стояло несколько вопросов. В качестве наиболее насущной проблемы заместитель председателя Приморского регионального отделения СМР Михаил Лысый обозначил тот факт, что сегодня практически все приморское машиностроение стопроцентно зависит от военных госзаказов. Но они минимальны. А в условиях экономического кризиса есть вероятность того, что военных заказов и вовсе не будет. Это означает, что приморскому машиностроению пора избрать новые пути развития.
Как вариант решения вопроса, было предложено использование действующих сегодня федеральных целевых программ в области машиностроения. Михаил Лысый особо подчеркнул, что в рамках этих программ производственники и научные учреждения должны работать сообща. Получив заказ, ученые способны будут разработать новые технологии, а на заводах они будут внедрены в производство. Таким образом, машиностроение получит билет в будущее.
Немаловажной остается и подготовка квалифицированных кадров, которые смогут в будущем не только реализовывать новые программы, но и активно способствовать их дальнейшему продвижению. Для этого необходимо проявить внимание к подбору преподавательского состава профильных учреждений и поддержать молодых специалистов, обеспечив их интересной работой на родине. Последнее особенно важно, ведь даже высококлассный специалист, не имеющий точки приложения своих умений, скорее всего, в итоге будет потерян.
Данные предложения были с пониманием восприняты собравшимися. Машиностроители сходятся в одном – если не начать действовать сегодня, то ситуация может окончательно миновать точку невозврата. Необходимы решительные меры по стабилизации и развитию отрасли в регионе.
Инновации – реальный шанс
Укреплять свои позиции машиностроение может только одним способом – активно внедряя и реализуя инновационные технологии. Не случайно именно вокруг этого стержня концентрировались все выступления на «круглом столе».
Понимают это не только в Приморье – правительство уже не первый год активно использует федеральные целевые программы, предназначенные для стимулирования промышленности.
Всего таких программ сегодня существует более тридцати. Часть из них имеет общее значение, а часть – отраслевое. Первые особенно привлекательны, так как в их рамках есть чем заняться как производственникам, так и ученым. Вообще сотрудничество этих двух направлений давно уже признано перспективным и всячески поощряется. Среди направлений самые передовые, как, например, нанотехнологии. Так, сейчас планируется создание технопарка высоких технологий, и у Приморья тоже есть возможность подать заявку. Финансирование будет выделяться управляющей компании, которая займется поиском путей внедрения технологий.
– Сложилось ошибочное мнение, что программы такого характера, прежде всего, рассчитаны на научные предприятия, – говорит исполнительный директор центра научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества Россия-АТЭС Игорь Коршенко. – Это далеко не так. Наука никогда не приносила денег сама по себе, и без участия промышленности и бизнеса ученые не способны получить доступ к необходимым денежным ресурсам. Сегодня благодаря целевым программам есть возможность получать часть финансирования из бюджета, вплоть до уменьшения собственных вложений до 50%. А эти деньги вполне сможет обеспечить партнер-производственник.
Пока заявки на такие гранты от предприятий Дальнего Востока составляют всего около 2% от общего количества по России. Зачастую менеджмент заводов о таких возможностях просто не знает. Также проблемой является сложность коммуникации между наукой и производством, что затрудняет возможность создания альянсов. Для преодоления этих препятствий Игорь Коршенко предложил создать центр планирования, формирования и подачи заявок на базе Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, который координировал бы такое общение.
Просчитывать заранее
Но мало выиграть грант и добиться финансирования. Для полноценной реализации программы необходимо также иметь команду грамотных специалистов.
– Ситуация сегодня изменилась, – говорит президент ДВО Российской инженерной академии, профессор Владимир Филаретов. – Если раньше технологии разрабатывались на западе страны, после чего приходили сюда уже готовыми и внедрялись, то сегодня никто нам ничего так запросто не отдаст. Значит – надо готовить собственных проектировщиков, разработчиков. И преподаватели, которые будут этим заниматься, должны быть именно глубокими специалистами, иначе – чему они научат своих студентов? Вот на это надо обратить внимание.
Что касается самих технологий, Владимир Филаретов высказался однозначно – нельзя с бухты-барахты нагружать производство тем, чем оно не занималось никогда. Для того, чтобы выпускать лучшую продукцию, нужно не один год ее изучать, рассматривая мировые аналоги и подмечая их недостатки. А уж потом, учитывая накопленные знания, выпускать конкурентоспособный продукт. Приступая к подобным долговременным проектам, необходимо заранее четко определить, насколько предприятие вообще способно выпускать данную продукцию.
Конечно, отдельно взятому предприятию сложно освоить подобную практику. Профессор В. Филаретов высказал предложение в рамках действующих и создаваемых интегрированных структур перекрестно использовать накопленный опыт. В европейских и азиатских странах подобная практика показывает себя достаточно оправданной.
Подтверждение прав
Не последнюю роль в деле инновационных технологий играет вопрос интеллектуальной собственности. Мировые тенденции показывают, что сегодня их доля активно набирает вес среди прочих активов.
Михаил Звонарев, доцент ДВГТУ, патентный поверенный:
– В Приморье сегодня подается достаточно много заявок на изобретения. Однако по какой-то причине внедрение их в большинстве случаев происходит уже в других регионах страны. Количество заявок на патенты в России также увеличивается, однако вместе с тем растет та их доля, которую подают иностранные фирмы. Вместе с тем общий массив интеллектуальной собственности у нас все равно ниже, чем в соседних странах. Если в России сегодня это около ста тысяч, то за рубежом – около шестисот тысяч. Кроме того, достаточно многие инновационные технологии после регистрации идут на экспорт из страны, что также не может радовать.
В конце своего выступления Михаил Звонарев сообщил собравшимся, что с 2006 года на базе ДВГТУ создан Дальневосточный научно-исследовательский центр интеллектуальной собственности, предназначенный как раз для решения описанных выше проблем, и пригласил всех к активному сотрудничеству.