ПРОИЗВОДСТВУ И УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ ПОРА ОБЪЕДИНИТЬСЯ

Комитет социальной политики Законодательного собрания Приморского края совместно с Приморским региональным отделением «Союза машиностроителей России» провели 21 мая на базе ВГУЭС совещание на тему «Проблемы взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и работодателей по подготовке и трудоустройству специалистов». Формат встречи - заседание «круглого стола», в котором приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти, руководители учебных заведений, предприятий и компаний, региональных объединений и кадровых агентств.

Неутешительная статистика

В учебных заведениях в эти дни полным ходом идут экзамены, и выпускники думают не только над сложными заданиями, но и над тем, где они завтра будут работать. Реалии более чем суровы: каждый десятый выпускник высшего профессионального образования 2008 года не смог трудоустроиться. В числе официально зарегистрированных безработных в регионе 12 653 человека в возрасте до 29 лет. То есть практически каждый третий безработный.

Существует широкий спектр проблем, которые не способствуют обеспечению взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей. С одной стороны, это проблемы подготовки действительно профессиональных специалистов, соответствующих современным требованиям рынка, а с другой – проблемы их дальнейшего трудоустройства. К сожалению, такая ситуация характерна для абсолютного большинства регионов России. Идет резкое сокращение приёма на обучение по техническим специальностям учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Так, если в 1990 году приём составлял около 50% от общего приёма в вузы, то уже в 2000 году он сократился почти вдвое и составил 29 процентов.

Сейчас лидерами по набору по-прежнему являются экономические и гуманитарно-социальные специальности, выпуск по которым превышает 40 процентов от общего числа выпускников. Рынок перенасыщен этими специалистами, и уже сегодня они сталкиваются с трудностями в поисках работы по полученной специальности. Дальше будет только хуже. По прогнозам Министерства образования, в 2015 году на работу по специальности не смогут устроиться почти 70 процентов экономистов. В то же время, в современных условиях ощущается острая нехватка специалистов технических специальностей.

– Первопричиной возникновения этой ситуации стало разрушение связи системы профессионального образования с работодателем, – подчеркнул Председатель Законодательного собрания Приморья Виктор Горчаков. – Работодатели в большинстве своем перестали участвовать в программах социального заказа на подготовку специалистов. Вместо этого они ищут на рынке труда готовых работников. Такой подход влечет за собой другую проблему – проблему трудоустройства для самих выпускников. По данным службы занятости на 1 апреля состояло на учете 4260 специалистов с высшим, 6500 со средним и 8400 с начальным профессиональным образованием. Вместе это почти 47% от общего числа.

Действовать сообща

Современный рынок труда не выделяет молодых специалистов в особую, как это было раньше, категорию, а использует зачастую в качестве дешёвой рабочей силы на низкоквалифицированных должностях. Вследствие этого закрепление молодых специалистов на предприятиях не превышает 45% для выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Раньше выпускник знал, что его где-то ждут, был обеспечен жильем, ему была гарантирована зарплата. Сейчас этого нет. Властям предстоит серьезно поработать над предоставлением выпускнику социальных гарантий. Сложность в том, что в крае сейчас велик поток молодежи, приезжающей из сельской местности в города, при том, что обратно никто не уезжает. Также рабочие специальности потеряли престижность в глазах людей. Все молодые люди стремятся к высшему образованию, считая среднее и начальное специальное не востребованным, а значит и ненужным. Результат – перенасыщение рынка специалистами высшей школы. Часть проблемы кроется в недостаточном стремлении властей к созданию положительного образа заводского рабочего, часть – в низкой оплате такого труда.

– На самом деле выпускников средних профессиональных учебных заведений хватает, – говорит Михаил Лысый, заместитель председателя Приморского регионального отделения Союза Машиностроителей России. – Вот только сразу после получения дипломов они очень быстро растворяются в пространстве рынка труда, идут работать на автомойки, в магазины, куда угодно – только не по специальности. А с этим необходимо бороться. Союз Машиностроителей официально заявляет: мы готовы сотрудничать по всем направлениям - помогать разрабатывать законы, работать с руководителями предприятий и учебных заведений и т.д. Главное, чтобы это помогло выйти из ситуации, которая становится все более угрожающей.

В ходе «круглого стола» депутаты выслушали целый ряд предложений по совершенствованию законодательной базы края, которые поступили от участников совещания. В их числе:

- определение потребности работодателя в квалифицированных кадрах и размещение заказа на их подготовку, исходя из перспектив развития отрасли;

- предоставление мест на предприятиях работодателя для проведения учебных и производственных практик студентов;

- непосредственное участие работодателя в разработке содержания программ образования;

- предоставление возможности стажировки преподавателям специальных дисциплин на предприятиях для того, чтобы учебные заведения могли идти в ногу со временем;

- участие краевых властей в укреплении материально-технической базы образовательных учреждений и другие предложения.

Для их реализации необходима выработка соответствующей нормативной законодательной базы, стимулирующей работодателя на эту работу в условиях рыночной экономики, в том числе за счет использования механизма некоторых налоговых льгот и преференций. Было решено поручить Комитету по социальной политике и защите прав граждан разработать проект краевого закона «О внесении изменений в Закон Приморского края «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Приморском крае», предусматривающий партнерство в сфере начального профессионального образования с учетом потребностей отраслей экономики и работодателей.

Поделиться: