В «Рособоронэкспорте» состоялось заседание Комитета по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности Союза машиностроителей России, в ходе которого представители ведущих предприятий отечественного автопрома обсудили актуальные для развития отрасли вопросы по повышению уровня локализации и конкурентоспособности предприятий-производителей автокомпонентной базы.
Открывая заседание, Исполняющий обязанности Председателя Комитета по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности Союза машиностроителей России, Вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами ПАО «АвтоВАЗ» Эдуард Вайно отметил, что вопрос локализации крайне актуален для промышленности с учетом многих факторов. Он проинформировал, что в финальной стадии находится разработка Стратегии развития автопрома-2025, и интересы производителей автокомпонентов, поставщиков материалов, сырья обязательно должны быть в ней учтены.
Заместитель исполнительного директора Союза машиностроителей Наталья Попова в своем выступлении подчеркнула, что позиция Первого вице-президента СоюзМаш России, Первого зампреда Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Председателя Комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимира Гутенева в Государственной Думе РФ позволит решать многие задачи и проблемы по развитию кооперации и локализации производства в автопроме и в целом по отрасли.
Руководитель проекта Управление проектных закупок Рено ARNPO Антон Николаев рассказал об опыте работы «ARNPO» при решении задач локализации и развития поставщиков, а также о стратегии OEM и OES на 2017 год и среднесрочную перспективу. Он подчеркнул, что для альянса Рено-Ниссан и АвтоВАЗ локализация – основной приоритет. «Несмотря на кризис, совместно альянс тратит более полмиллиарда рублей в год в инвестиции в локализационные проекты. Результат данной работы - увеличение товарооборота с российскими локальными поставщиками на 2 млрд рублей в год. Наша цель по альянсу - достичь уровня локализации 80 процентов к 2019 году: на сегодняшний день по трем брендам уровень локализации немного превышает 60 процентов. Кроме работы с текущими технологиями и поставщиками, мы развиваем новые технологии, помогаем поставщикам производить то, что не производится в России. Основные направления, по которым мы работаем – сложные узлы, рулевое направление, тормозная система, элементы силового агрегата, электроника и электротехника. Мы плотно работаем с поставщиками сырья и компонентов для локализации второго и третьего уровня, так как это основной драйвер роста конкурентоспособности в России», - сказал он.
Освоение автомобильных комплектующих в АО «Орбита» и возникающие на пути освоения проблемы стало темой выступление заместителя начальника ОКБ АО «Орбита» Игоря Никерова. В числе сложностей по обеспечению конкурентоспособности комплектующих для ПАО «АвтоВАЗ» (имеющихся у АО «Орбита», а также поставщиков 1-го и 2-го уровня, заводов изготовителей генераторов), он назвал недостаток информации, в частности, технических требований, для разработки необходимых перспективных электронных узлов, систем для автомобильной промышленности. А также технологические сложности, связанные с необходимостью приобретения и внедрения новейшего технологического оборудования, отсутствие на отечественном рынке некоторых качественных материалов и комплектующих, которые приходится искать за рубежом. По мнению Никерова, для решения данных вопросов требуются значительные финансовые средства, в том числе на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на прохождение процедуры одобрения на автосборочных и моторных заводах. «Специальных программ, касающихся импортозамещения автомобильных электронных компонентов и локализации их производства, государственного либо местного значения, которые позволяют получать реальную господдержку в виде субсидий либо льготных кредитов, мы не встречали», - сказал он. Кроме того, Никеров подчеркнул, что при локализации зарубежных генераторов необходимо решить вопрос с проведением процедуры одобрения непосредственно в испытательных лабораториях ПАО «АвтоВАЗ». «Это ускорит и удешевит процесс внедрения отечественных комплектующих, в том числе генераторов, что в свою очередь будет являться дополнительным стимулом для поставщиков», - считает он.
О потребностях, ограничениях и возможностях создания совместного предприятия по производству высокотехнологичной продукции для автокомпонентной отрасли в рамках программы импортозамещения рассказал советник генерального директора по гражданской продукции АО «НПО НИИИП-НЗиК» Василий Ефремов. Отметим, что это ведущее предприятие Концерна ВКО «Алмаз-Антей» по разработке и производству радиолокационных комплексов кругового обзора для зенитно-ракетных систем среднего и дальнего радиусов действия и радиоэлектронной аппаратуры специального назначения. В контексте работы Комитета по кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности Союза машиностроителей России, Ефремов предложил рассмотреть направление промышленных роботов и датчиков. «Проект по производству промышленной робототехники является одним из приоритетных для АО «НПО НИИИП-НЗиК». В рамках проекта будет создано серийное производство по выпуску универсальных 6-осевых роботов-манипуляторов с грузоподъёмностью от 5 до 200 кг и объемом производства продукции до 500 шт/год к 2020г. Степень локализации комплектующих - до 60 %», - сообщил он. Докладчик отметил, что в электронных системах современного автомобиля широко применяются различные датчики, такие как датчики положения и скорости, датчики давления, датчики температуры, датчики контроля эмиссии отработавших газов, и предложил рассмотреть возможность, производства датчиков на производственных мощностях АО «НПО НИИИП-НЗиК» как собственной разработки по техзаданию заказчика, так и локализации производства датчиков зарубежных партнеров отечественных автопроизводителей. Кроме того, он отметил необходимость дополнительно, при поддержке государства, создать и внедрить выгодной финансово-кредитный инструмент для стимулирования приобретения отечественных промышленных роботов предприятиями малого и среднего бизнеса.
Также в рамках заседания участники обсудили ряд проблемных вопросов конкретных предприятий и наметили пути их решения.
Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.