7 сентября 2018 года в рамках 12-ой Международной выставки и научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2018» в г.Геленджик  состоялось совместное заседание Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ при поддержке Комитета по авиационной промышленности и Комиссии по развитию аэронавигационной системы Союза машиностроителей России. В центре внимания участников заседания оказались вопросы, посвященные производству и развитию беспилотных авиационных систем в рамках программы диверсификации предприятий ОПК, а также нормативно-правовому регулированию в этой области. Заседание прошло под председательством главы Комиссии Госдумы, Первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева.

>>>> Протокол заседания

Открывая заседание, Владимир Гутенев подчеркнул, что авиационная отрасль является драйвером развития производства материалов, двигателестроения, приборостроения и многих других смежных отраслей отечественной промышленности. Председатель Комиссии акцентировал внимание на актуальности темы беспилотных авиационных систем, отметив стремление конкурентов России в лице европейских и американских компаний  доминировать на этом рынке.

«По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы мировой объем продаж робототехнических и беспилотных систем вырастет на 20%», – сообщил Владимир Гутенев, отметив, что позитивный тренд характерен для беспилотных систем не только военного, но и гражданского назначения, что открывает дополнительные возможности для диверсификации предприятий ОПК.

С основным докладом выступил вице-президент ПАО «ОАК» по инновациям, Генеральный конструктор Сергей Коротков. По его словам,  беспилотные летательные аппараты (БЛА) – это новое перспективное направление развития авиационной техники, имеющее широчайшие возможности применения, как в военной, так и в гражданской сфере. БЛА могут выполнять не только функции, которые возлагались на традиционную авиацию, но и функции других, неавиационных систем.

«Одним из наиболее значимых системных проектов, предусматривающих массовое применения беспилотных летательных аппаратов, является создание Беспилотной транспортной системы. Это может быть особенно актуально для регионов Дальнего Востока, Сибири и Арктики. ОАК совместно с Научно-исследовательским центром имени Н.Е. Жуковского активно приступила к развитию этого направления и готовит концепцию развития беспилотной авиации в России», - подчеркнул Сергей Коротков.

В свою очередь заместитель Председателя Комиссии по развитию аэронавигационной системы Союза машиностроителей России, заместитель генерального директора по научной работе и развитию АО «Азимут» Виктор Соломенцев в рамках своего выступления  обратил внимание на технологические и организационные задачи при интеграции беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство. В частности, речь идет об отработке технологии применения беспилотников на опытных районах, первый из которых создается в Томской области, и выявлении узких мест в нормативно-правовом и нормативно-техническом поле.

Генеральный конструктор ОАО «Камов», Герой России Сергей Михеев рассказал о своем видении развитии отечественной авиации, а также об опыте создания беспилотных вертолетов, в том числе, гражданской направленности. «Авиация в нашей стране развивается мгновенно, и сейчас у нас стоят на борту системы, о которых 5 лет назад мы и не мечтали», - заметил он. Михеев сообщил, что в будущем вертолеты будут гораздо более скоростными, и что их скорость может составить 500 км/ч, «и это уже реальность». Поэтому нет сомнений, что и развитие «беспилотников» будет происходить очень бурно. «Создание беспилотной техники – совершенно естественный путь развития авиации. Разработка новейших технологий, связанных с навигационной системой, управлениями полетов, другими формами, - сегодня с этим у нас нет проблем. Применение нашей авиацией новых радиотехнических систем открывает самые широкие возможности», - резюмировал Генеральный конструктор.

Эксперты отметили, что рынок БЛА является чрезвычайно перспективным. Благодаря развитию технологий, в перспективе 10–20 лет существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе. Прогнозируется взрывной рост применения и производства беспилотных летательных аппаратов и систем на их основе. В этом контексте для ускорения темпов промышленного производства беспилотных авиационных систем и диверсификации авиационной промышленности необходимо создание соответствующего координирующего органа федерального уровня, который отвечал бы за формирование научно-технического развития, разработки и производства БАС, формирование среды благоприятной для развития и использования БАС.

Участники заседания пришли к выводу, что для расширения производства беспилотных и дистанционно пилотируемых авиационных систем необходимо формирование рынка их применения, а также создание условий для безопасного движения в общем воздушном пространстве совместно с пилотируемыми летательными аппаратами. Более того, в рамках авиационной промышленности должна быть сформирована специальная подотрасль «беспилотной техники».

Подводя итоги заседания, Владимир Гутенев обратил внимание, что еще пять лет назад в рамках Экспертного совета впервые публично рассматривался вопрос по экранопланам: «Сейчас мы видим, что ситуация развивается, мы в какой-то степени дали толчок этому развитию». Он подчеркнул, что развитие беспилотной авиации определяется движением экономики страны к новому промышленному укладу. Председатель Комиссии отметил целесообразность формирования единой государственной технической политики в области производства беспилотных летательных аппаратов на новых принципах, а также необходимость скорейшего создания нормативной базы для обеспечения производства, сертификации беспилотных авиационных систем, использования общего воздушного пространства и применения в интересах экономики страны.

Фотографии