Российские ученые и корабелы готовы объединить усилия по разработке инновационных материалов и технологий в интересах отечественного судостроения и производства морской техники. Возможности и задачи альянса науки и промышленности стали одним из вопросов повестки дня выездного заседания Комитета по судостроительной промышленности и морской технике при Союзе машиностроителей России, которое состоялось в рамках VII Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге. Участники заседания, прошедшего под председательством главы комитета, президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, заслушали доклады представителей ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», Института новых углеродных материалов и технологий при МГУ им. М.В.Ломоносова, Средне-Невского судостроительного завода.
«Мы в ОСК нацеливаем наши КБ на формулирование перечня актуальных задач и существующих проблем перед федеральными и отраслевыми научными центрами по инновационным материалам, композициям и технологиям, в решении которых настоятельно необходима помощь науки»,- отметил Алексей Рахманов. Он также предложил подумать над тем, как объединить компетенции и потенциал отраслевой и фундаментальной науки для решения конкретных проблем улучшения качества продукции, которая производится на российских верфях, в том числе, не входящих в состав ОСК.
При обсуждении вопроса, посвященного итогам ФЦП «Развитие гражданской морской техники» в части пассажирского судостроения и судоходства в сегменте река-море, заместитель директора департамента судостроительной промышленности Минпромторга РФ Александр Воронцов сообщил, что все показатели программы перевыполнены, всего в рамках упомянутой ФЦП было разработано около 80 проектов судов различного назначения. Он напомнил о введенных Минпромторгом мерах господдержки в виде субсидирования части процентной ставки при кредитовании строительства новых судов на российских верфях, и субсидирования части ставки по лизинговым платежам в случае заказа таких судов по лизинговой схеме. С 2017 года, добавил Воронцов, начнет применяться и дополнительный инструмент - утилизационные гранты, который призван стимулировать строительство новых судов, в том числе, пассажирских класса река-море.
Заместитель генерального директора Крыловского государственного научного центр (КГНЦ), глава Арктического инжинирингового центра Олег Тимофеев рассказал об осуществляемых Центром проектах создания специализированного флота и морской техники для освоения шельфа.
Выступивший с содокладом генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов сообщил, что спрос на рынке пассажирских речных перевозок есть и сегодня достигает 500 тысяч человек в год. По его словам, до сих пор в пассажирском сегменте представлены только пассажирские речные или морские суда, тогда как судов река-море плавания пока нет. По словам Анисимова, флот достаточно возрастной и во многом устаревший. Из 100 судов, работающих на линиях сегодня, около половины - суда в возрасте около 30 лет, остальным – тем, которые строились в 50-60-е годы - уже по 60-65 лет. Собственно транспортные перевозки умерли в начале 2000-х годов, когда были отменены льготы, и осталось только круизное судоходство. Против обеспечения рентабельности речных судоходных компаний работает короткая навигация и большой срок окупаемости новых судов. Тем не менее, отметил он, растущий спрос на маршруты, включающие порты Черного моря, включая Сочи и порты Крыма, а также Каспия, как в его российском сегменте, так и с посещением портов других каспийских государств, делает востребованным создание проекта и строительство речных пассажирских судов и судов класса река-море. Дело за формированием и применением поддержанных государством инструментов, которые сделает возможным получение длинных денег и станет посильным для судоходных компаний.
Президент ОСК представил информацию об использовании опыта реализации ФЦП «РГМТ» и пообещал подключиться к созданию инструментов привлечения в сектор дешевых денег, в том числе, с применением лизинговых механизмов. Он призвал крупнейших операторов река-море консолидировать общую позицию судоходных компаний и подключиться к совместной с корабелами работе над экономической моделью, которая не пугала бы Минфин астрономическими сроками окупаемости. «Когда решим с пассажирским круизным сегментом река-море, дальше двинемся и в скоростные перевозки на подводных крыльях, и другие направления, интересные для судоходного сообщества»,- подчеркнул Алексей Рахманов.