В конце марта 2015 года будут подведены промежуточные итоги программы «Новые кадры ОПК», начало которой было положено в августе 2014 г.: именно тогда  Министерством образования и науки Российской Федерации был объявлен конкурс программ по развитию системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса в подведомственных вузах.

«Новые кадры ОПК» - это общероссийская программа целевой подготовки для студентов-старшекурсников, созданная для обеспечения организаций ОПК высококвалифицированными кадрами уже в ближайшие 2-3 года.

В рамках этой программы - по заказу работодателей и при условии их софинансирования - будущие специалисты развивают востребованные организациями ОПК компетенции.

Предприятия ОПК обладают особой спецификой технологических процессов, организации производства, методов планирования и учета. Даже для высококвалифицированного специалиста переход на аналогичную должность из одного предприятия ОПК в другое требует длительной адаптации. Для недавних выпускников вузов этот период становится еще более долгим, и сократить его до минимума возможно лишь при условии раннего и углубленного вовлечения обучающихся в практическую деятельность потенциального работодателя.

Базовая цель проекта «Новые кадры ОПК» - создание эффективного механизма развития образовательных и карьерных траекторий в ОПК для талантливой и мотивированной студенческой молодежи.

Координацией мер по формированию такого механизма и выявлением лучших практик занимаются два вуза-оператора программы «Новые кадры ОПК» - Университет машиностроения (МАМИ) и МГТУ «СТАНКИН». Задача операторов – сделать так, чтобы новые механизмы сотрудничества между вузами и предприятиями в кратчайшие сроки дали осязаемые результаты, чтобы появилась живая система «поставки» на предприятия ОПК качественных кадров, которые смогут сразу встроиться в технологические процессы и улучшить их.

Предпосылкой к увеличению количества талантливой молодежи в ОПК служит рост неопределенности на рынке труда. По данным экспертно-аналитического центра развития кадрового потенциала ОПК МГТУ «СТАНКИН», около 1/3 всех абитуриентов, сдававших ЕГЭ по физике в 2014 г., рассматривали в качестве варианта поступление на целевую форму обучения. При этом решающим аргументов в пользу данного формата обучения для 50% респондентов явилась гарантия трудоустройства после обучения.

«Конкурс "Новые кадры ОПК" позволяет сформировать ядро новых, конкурентоспособных образовательных продуктов. – рассказала Юлия Еленева, проректор МГТУ «СТАНКИН». - Разрабатываемые программы целевого обучения построены по модульному принципу, учитывают современный уровень и тенденции развития высокотехнологичного производства». 

По ее словам, данный фактор является стимулом к развитию сетевого взаимодействия между образовательными организациями и промышленностью, а также дает возможность привести содержание и форму реализации образовательных программ в соответствие с требованиями работодателей и вызовами времени. Безусловно, полученные в ходе конкурса компетенции будут использованы вузами при разработке других программ среднего, дополнительного профессионального и высшего образования.

Сегодня в рамках программы «Новые кадры ОПК» 57 российских учебных заведений разрабатывают новые образовательные модули совместно с работодателями; около 3000 студентов вовлечены в проекты предприятий ОПК, 12 вузов получили дополнительные бюджеты на создание технологической инфраструктуры для подготовки кадров по заказу оборонных предприятий.

По результатам промежуточного мониторинга стало очевидно, что программа позволила не только сфокусировать взаимодействие образовательных организаций и организаций ОПК на решении актуальных для ОПК задач, но и стимулировать развитие сетевого взаимодействия самих вузов.

Работа с использованием передовых технологий и оборудования, внедряемых на предприятиях ОПК, требует развития новых навыков и компетенций не только у студентов, но в первую очередь - у преподавателей. В связи с этим в рамках конкурса «Новые кадры ОПК» 455 преподавателей прошли целевые стажировки (из них 349 – на предприятиях-партнерах программы).

«Прошло несколько месяцев с момента запуска программы, поэтому глобальные выводы делать рано, - считает Владимир Тимонин, проректор по развитию Университета машиностроения. – но уже после первого выпуска будет проведен мониторинг, который покажет, сколько выпускников устроились работать на производство, на какие позиции, насколько они удовлетворены работой – и насколько удовлетворен результатами работодатель. Исходя из результатов мониторинга, будет определен вектор дальнейшего развития программы исовершенствоваться система отбора». 

Справочно:

По результатам конкурса летом 2014 г. было подано 67 заявок от вузов: речь шла о  513 проектах, из которых 460 посвящены целевому обучению и 53 проекта - инфраструктурной поддержке.

Среди проектов по целевому обучению было представлено 422 проекта по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, и 39 проектов по специальностям СПО. Для участия в проектах целевого обучения было заявлено 3829 студентов, из них по специальностям и направлениям подготовки высшего образования – 3428 человек, проектов по специальностям СПО – 401 человек. По годичным программам было заявлено обучение 1821 человек, по двухгодичным – 2008 человек. Наибольшее количество студентов для участия в целевом обучении было в заявках МГТУ имени Н.Э. Баумана – 472 человека; Омского государственного технического университета – 432 человека; МИФИ – 245 человека; Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова" – 171 человек.

Численность студентов, заявленных в проектах-победителях по целевому обучению, составила 2994 человека, из них по специальностям и направлениям подготовки высшего образования – 2593 человек, по специальностям СПО – 401 человек.

В ходе первого этапа конкурса, состоявшегося 19 сентября 2014 г. было отобрано в качестве победителей 358 проектов по целевому обучению, из которых 319 проектов по специальностям и направлениям подготовки высшего образования и 39 проектов по специальностям СПО, а также 20 проектов по инфраструктурному обеспечению целевого обучения, допущенных ко второму (очному) этапу конкурса.

По результатам  второго (очного) этапа конкурса было отобрано 12 проектов по инфраструктурному обеспечению, каждому из которых были выделены средства федерального бюджета на реализацию.

Поделиться: